Церковь Георгия со Взвоза
Церковь Георгия со Взвоза (eл. Георгиевская, 1) - один из немногих сохранившихся памятников XV века, и в то же время один из лучших образцов псковской школы церковного зодчества.
История этого памятника начинается в 1494 году, когда, как свидетельствует Псковская летопись, поставлена «церков каменоу на Оувзови Святого Георгия». Название «со Взвоза» церковь получила в связи с тем, что была построена у одной из псковских переправ на высоком берегу Великой, на подъёме («взвозе») к Егорьевским воротам стены Окольного города.
Храм неоднократно упоминается в различных источниках XVI и XVII веков в связи с пожаром и военными событиями, в центре которых оказывался. Так, в 1612 году шведские отряды безуспешно пытались прорваться в город через выбитые ими Взвозские ворота, а спустя три года шведы вновь потерпели неудачу при попытке проникнуть в ворота обманным путем. Немало псковских воинов, погибших в этих столкновениях, похоронено прямо у церковных стен.
На протяжении своей истории храм Георгия со Взвоза периодически числился в приписных. С 1837 по 1862 год он находился в ведении псковской гимназии. В 1866 году церковь передана православной латышской общине. Со временем здесь была открыта церковноприходская школа для православных выходцев из Эстонии и Латвии. В 1879 году богослужения в храме прекратились, его закрыли. В 1883-1885 годах был проведен полный ремонт постройки, с тех пор облик её не менялся.
Уже в советское время, в 1923 году, церковь была вновь закрыта и использовалась как склад. В годы Великой Отечественной войны немцы хранили в нем горючее. Здание в этот период претерпело значительные разрушения. В 1961 году на нем были проведены реставрационные работы под руководством архитектора В.А. Лебедевой. В 2005 году храм передан Псковской епархии, и спустя 11 лет его вновь отреставрировали.
По своей архитектуре церковь Георгия со Взвоза тяготеет к постройкам, типичным для приходских храмов XVI века. Представляет собой четырёхстолпный, трехапсидный храм, четверик которого покрыт 4-скатной крышей и увенчан главой луковичной формы, которая держится на высоком барабане изящных пропорций. Следует отметить, что это один из немногих памятников конца XV века, сохранивших свой подлинный четверик. С запада к нему примыкает невысокий притвор с крыльцом XVII века на массивных скругленных столбах, над которым в 1831 году была поставлена двухпролётная звонница. Изначально храм имел по одному приделу с северной и южной сторон, однако в начале XIX века они были разобраны. Утрата приделов сделала объемно-пространственную композицию постройки необыкновенно стройной.
Особенностью внутреннего устройства храма является отсутствие подпружных арок — барабан опирается прямо на коробовые своды.
Декор выполнен в традиционном псковском стиле. Фасады членятся лопатками на три части, соединенными вверху двулопастными арочками. Центральная, более крупная апсида украшена валиковыми разводами. Над щелевыми окнами барабана 6 бровок. Между аркатурным поясом и поясом из поребриков и бегунца на барабане сохранился оригинальный поясок из зеленых поливных керамических изразцов с изображениями различных фигурок: птицы, барсы, человеческие фигурки, древо с птицами, китоврас. Это самый ранний из известных керамических поясов.
Церковь выложена из местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазана и побелена.
В настоящее время является действующей, приписана к храму Покрова и Рождества Богородицы от Пролома.
Церковь Николы со Усохи
Церковь Николы со Усохи (ул. Советская, 19) - один из самых интересных памятников псковской школы зодчества XVI в. Свое название получил по месту, которое некогда было краем высыхающего болота и потому называлось «усохою».
Впервые церковь упоминается в летописи под 1371 годом. Простоявший более полутора веков деревянный храм в ходе частых пожаров был разрушен и за ветхостью сломан, а на его месте в 1536 году поставлен новый. В то время это было второе по величине после Троицкого собора здание и являлось градостроительной доминантой важнейшей улицы города - Великой.
Выполнял функции кончанского храма Опоцкого конца – самоуправляемого городского района.
С начальным периодом истории существования храма связано предание, основанное на реальном историческом событии. В 1570-х годах царь Иоанн IV Грозный вместе со своими опричниками возвращался из Новгорода, где для усмирения непокорного города учинил массовые казни, вошедшие в историю под названием «Новгородский погром». Когда в Пскове Иван Грозный проезжал мимо церкви Николы со Усохи, как и полагается, зазвонил церковный колокол, однако звон этот испугал царского коня. Разгневанный царь велел снять колокол и отрезать ему язык и уши. В момент «казни» из ушей колокола потекла кровь.
За годы своего существования церковь переживала разные периоды, её много раз, как правило, после больших пожаров, перестраивали. К началу XVII века здание церкви пришло в упадок и частично разрушилось. В ходе восстановительных работ строители заменили изначальное восьмискатное покрытие на более практичное четырехскатное, возвели приземистое крыльцо, расширили оконные проемы, пристроили два придела, которые были освящены в честь Иоанна Богослова и Сретения Господня. Во второй половине XVIII века с юго-восточной стороны Никольской церкви появилась высокая колокольня, а возле апсиды – небольшая часовня. Спустя еще век в храме подняли полы, нарастили деревянный верх колокольни, вновь расширили окна.
Неоднократные перестройки значительно исказили изначальные пропорции церкви, сделав её в целом более массивной и приземистой. Изменения в облике храма продолжились и в XIX веке, в частности, были сломаны южный притвор, палатка и галерея.
На начало XX века приходится период процветания Никольской церкви. Помимо жителей Пскова, ее прихожанами были слушатели духовной семинарии и частного учебного заведения для женщин. Однако в 1929 году церковь была закрыта. Со временем настенные росписи, иконостас и внутреннее убранство оказались утрачены. Здание сильно пострадало и в годы Великой Отечественной войны. Сразу после войны началась его реставрация, которая продолжалась почти тридцать лет и частично вернула ему первоначальные формы.
В 2005 году церковь передана Псковской епархии.
В настоящее время представляет собой типичный псковский храм: одноглавый трехапсидный с восьмискатным покрытием, двухпролетной звонницей и бесстолпным северным приделом во имя Сретения Господня. К юго-восточному углу храма примыкает часовня «Неугасимая свеча», получившая некогда свое название в связи с постоянно горевшими перед помещенной здесь иконой Николая Чудотворца лампадой и свечами. Декор постройки выполнен также в традиционном псковском стиле и состоит из лопаток, валиковых разводов и «бровок», аркатурного пояса и орнамента поребрика и бегунца.
В интерьере главного храма — высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. На стенах сохранились голосники. В верхней части, под куполом, видны контуры проступающих из-за побелки старинных фресок.
Современный вид храма с трудом передает его былое величие - культурный слой, образовавшийся с XVI века, уменьшил его высоту почти на два метра.
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца
Церковь Михаила и Гавриила Архангелов (ул. Советская, 18) - один из ранних памятников псковской школы зодчества, сохранивший строительные и декоративные приемы разных эпох.
Была построена в 1339 году в древнейшей части города, возможно, предшествующей Пскову, как кончанский храм Городецкого района (конца) XIV века. Эта первая каменная церковь в посаде, к которой стекались все дороги, была заметным ориентиром и имела важнейшее значение в архитектурно-планировочной структуре города.
За время своего существования церковь Михаила и Гавриила Архангелов претерпела множество изменивших её первоначальный вид переделок и преобразований. По некоторым данным с 1439 года была соборною. В начале ХХ века служила полковой церковью Енисейского пехотного полка. В 20-30-х годах прошлого века являлась кафедральным собором, поскольку Троицкий собор в это время был занят «обновленцами».
В 1936 году храм закрыли, здание передано музею.
В период немецкой оккупации благодаря деятельности представителей Псковской Православной миссии церковь была действующей.
Сразу после войны проведена её реставрация, в ходе которой частично удалены пристройки XIX века, восстановлена глава с покрытием деревянным лемехом.
В 1995 году церковь возвращена Русской православной церкви
Представляет собой одноапсидный одноглавый храм, дополненный двумя боковыми приделами (северный придел во имя Положения Пояса Богородицы, южный - Успения Богоматери – «по ветхости» упразднен во второй половине XIX века) галереями, притвором и папертью. Фасады четверика завершены закомарами, крупный барабан декорирован полихромными изразцами конца ХVII века, паперть — фреской с изображением Архангела Михаила.
Интерьер четырехстолпный с пониженными подпружными арками, несущими световой барабан. В архитектуре храма сочетаются традиции новгородского и псковского зодчества ХIV - ХVII веков.
Над воротами в церковный двор установлена двухъярусная шатровая колокольня с боковыми корпусами, поставленная во второй половине ХVII века. В ее основании четверик, несущий восьмерик яруса звона, завершенный восьмигранным шатром с барабаном, главкой и крестом. Это единственная в Пскове шатровая колокольня московского типа. Пристройки к колокольне, сооруженные (перестроенные из двухэтажных) в формах псковской гражданской архитектуры XVII-XVIII веков, органично вошли в существующий ансамбль.
Церковь Богоявления с Запсковья в Бродах
Церковь Богоявления с Запсковья в Бродах (ул. Герцена, 7) - один из лучших образцов церковной архитектуры периода расцвета псковской школы зодчества XV - XVI веков, сохранившийся до наших дней без фундаментальных искажений.
Стоит на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы, организуя пространство её долины и увязывая Запсковье с центром города. Название «Броды» напоминает о находившемся здесь броде через Пскову. В старину на противоположном берегу были еще две Богоявленских церкви, которые вместе с церковью Богоявления с Запсковья образовывали треугольник вокруг места традиционного крещенского водосвятия.
Первое упоминание в псковских летописях о храме относится к 1397 году. В 1495-1496 годах на месте сгоревшей в пожаре прежней деревянной, возобновлена уже каменная церковь, сохранившаяся до наших дней. Это был главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье, один из крупнейших и красивейших кончанских храмов древнего Пскова.
Архитектурно-планировочный облик церкви Богоявления Господня с Запсковья формировался в течение XV и XVI веков в три приема: изначально был воздвигнут основной четверик с западным притвором, затем — приделы и галереи, и в последнюю очередь — звонница.
Новаторская для своего времени архитектура Богоявленского храма открыла новую эпоху в развитии псковского церковного зодчества. Это была первая псковская церковь, в которой повышенные подпружные арки были скрыты под приподнятой над сводами восьмискатной крышей — ни один псковский храм впоследствии уже не строился со столь распространенным дотоле шестнадцатискатным покрытием. Новшеством стала и установка звонницы на стену специально для этого предназначенного высокого здания.
В XVII — XIX веках храм претерпел ряд изменений: расширены оконные проемы, перестроены южные притвор и придельная церковь, заменены восьмискатные крыши четверика и приделов на четырехскатные и т.д. С западной стороны звонницы, давшей глубокие трещины, соорудили контрфорс.
В 1936 году храм был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны церковь, в которой немцы устроили конюшню, была значительно повреждена. В пожаре 1941 года сгорели деревянные части здания, его покрытия и резной иконостас с древними иконами.
Частично реставрация храма была проведена в послевоенные годы – в 1948-1953-х годах, а затем еще раз более основательно — уже в 1990-х.
В 2005 году здание передано в ведение Псковской епархии, а спустя четыре года оно было вновь отреставрировано.
Архитектурная композиция храма сложная, живописно-асимметричная: это одноглавый четверик с притвором, галереями, двумя приделами (южный - во имя усекновения главы Иоанна Предтечи и северный - трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). К северо-западному углу симметричной в целом постройки примыкает крупная палатка на подклете с четырёхпролётной звонницей. Декор фасадов предельно скромен и традиционен для псковских церквей XV-XVI веков: они членятся лопатками на 3 части, соединенные вверху двух и трехлопастными ползучими арочками. Барабан четверика с узкими окнами, украшенными фронтончиками, имеет аркатурный карниз и традиционный псковский орнамент «поребрик - бегунок - поребрик» под ним. Пять алтарных апсид, из которых три принадлежат главной церкви, а остальные боковым приделам, украшены псковским орнаментом и валиковыми разводами.
Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. В древности храм был расписан, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты фресковой живописи.
Церковь Покрова от Пролома
Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (Церковь Покрова от Пролома) — один из самых известных и необычных по своему архитектурному решению храмов Пскова, редкий пример храма — исторического памятника.
Находится возле Покровской башни в юго-западном углу Окольного города (ул. Свердлова, 1).
Первое упоминание о церкви относится к 1399 году. Она была соборным храмом Покровского мужского монастыря, упраздненного в XVIII веке.
Приставку к своему названию - «у Пролома» церковь получила в связи с событиями осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория. 8 сентября 1581 года во время одного из решающих штурмов неприятелю удалось почти полностью разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене рядом с монастырем. С этими драматическими событиями связано одно из самых известных псковских преданий о том, как накануне штурма старцу монастыря кузнецу Дорофею было видение Пресвятой Богородицы, которая указала, где нужно поставить пушки, и пообещала свою помощь. Воодушевленные крестным ходом с иконой «Умиление Божьей Матери» и мощами святого псковского князя Всеволода-Гавриила, защитники крепости героическими усилиями отбили врагов.
После снятия осады Пскова благодарные псковичи в память об отражении штурма, который пришелся на праздник Рождества Богородицы, поставили в монастыре деревянный храм, посвященный этому празднику. Затем храм перенесли в теплую трапезную монастыря, находившуюся за стеной Покровской церкви с северной стороны.
Когда Покровскую церковь перестраивали, к ней присоединили еще одну — во имя Рождества Богородицы, а между ними поставили звонницу. Так появилась сдвоенная церковь Покрова и Рождества в Углу, или, по-другому, от Пролома. Долгое время здесь хранились синодик с именами павших во время осады города псковичей, а также прославленная чудотворная икона «Образ Богородицы Псково-Покровской», на которой не только отражено видение, но и помещен план средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Сейчас икона находится в Троицком соборе, а в церкви Покрова и Рождества Богородицы хранится её список.
После упразднения монастыря Покровская церковь была приписана к церкви Великомученика Никиты в Поле.
В 1847-48 годах храм подвергся перестройке: вместо древней звонницы построена кирпичная колокольня, расширен и вытянут общий для церквей притвор.
После революции, в 1936 году, церковь была закрыта.
В годы Великой Отечественной войны храмовая постройка получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки.
В 1961-1964 годах проведена её реставрация по проекту В. П. Смирнова: здание освобождено от поздних пристроек, восстановлены двухскатные крыши церквей, сооружена трехстолпная звонница, главы покрыты деревянным лемехом. В память о героических событиях 1581 года и погибших псковичах в ходе главного приступа города архитектор В.П.Смирнов установил перед храмом каменный крест на валунном основании
В 1993 году церковь была возвращена Русской Православной Церкви.
Храм состоит из двух бесстолпных церковок с притворами, соединенных общей внутренней стеной и классической псковской звонницей. Конструктивно они также схожи, имеют одну главку, одну апсиду и повышенные своды. Северная церковь освящена в честь Покрова Богородицы, а южная в честь Рождества Богородицы.
Фасады четвериков и притворов лишены декоративного убранства. Главы и апсиды имеют традиционные орнаментальные пояса «поребрик-бегунец-поребрик».
В соответствии с Решением Псковской городской Думы №247 от 30 июня 2023 года.
С 10.07.2023 данный сайт является архивом.
Новый сайт муниципального образования "Город Псков" https://pskov.gosuslugi.ru