Структура Администрации  Портал Администрации г. Пскова
Комитет по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму
 
 

Церкви

Троицкий собор

Троицкий собор – уникальный памятник церковного зодчества XVII века, главный храм Псковской земли.

Расположенный на высоком мысу между Великой и Псковой 78-метровый собор является не только доминантой архитектурного ансамбля Кремля, но и главной вертикалью Пскова, которая видна на расстоянии нескольких десятков километров от города.

Первый деревянный храм на месте нынешнего собора был построен в конце Х века. По преданию, его велела заложить княгиня Ольга, которая во время посещения псковских земель увидела три светоносных луча, падающих на крутое возвышение на правом берегу реки Великой.

В облике современного Троицкого собора, четвертого по счету, сочетаются элементы древнепсковского зодчества и общерусской архитектурной традиции XVII века. Архитектурное решение храма строго: он имеет четкий объем 2-этажной кубической формы, вытянутой с запада на восток, под четырехскатной кровлей, с пятью несколько смещенными к востоку главами. Композицию дополняют примыкающие к четверику  придельные церкви с опоясывающей здание с трех сторон галереей.

Всего под кровлей храма были собраны шесть церковных престолов во имя: Святой Троицы, святой княгини Ольги, святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, святого благоверного великого князя Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В нижнем ярусе собора находится церковь, освященная в честь Серафима Саровского. Здесь же расположена древняя усыпальница, в которой хоронили псковских князей и архиереев. 

Здание собора выложено из тесаной известняковой плиты и побелено, отчего стены имеют ровную поверхность, а сама постройка приобретает особую графичность. Строгость и простоту соборных фасадов значительно оживляют алтарные окна в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна фриза из поливных глазурованных многоцветных изразцов с орнаментами "вазонов" и «розеток».

Внутреннее убранство главного храма в сравнении с аскетичностью его внешнего вида, поражает своим великолепием. Сильным цветовым и декоративным акцентом интерьера является 42-метровый семиярусный тябловый иконостас с объемной флемской резьбой XVII – XVIII веков.      

В расположенной между колоннами серебряной раке покоятся мощи псковских святых: князей Всеволода-Гавриила и Довмонта, блаженного Николая Салоса, первого игумена Снетогорского монастыря Иоасафа Снетогорского. Из святынь Троицкого собора особо значимы также деревянный «Ольгин крест» с басмой и живописью XVIII века и древние иконы: Святой Троицы с деяниями (конец XVI — начало XVII вв.), Св. Пантелеймона  (XV- нач. XVI в.), Чирской Божией Матери (XV в.), Николая Чудотворца (XVII в.), Псково-Покровской Божией Матери (XVI в.), Тихвинской Божией Матери (список с чудотворной иконы XIV в., хранившейся в соборе в годы Великой Отечественной войны).

Церковь Георгия со Взвоза

Церковь Георгия со Взвоза (eл. Георгиевская, 1) - один из  немногих сохранившихся  памятников XV века, и в то же время один из лучших образцов псковской школы церковного зодчества.

История этого памятника начинается в 1494 году, когда, как  свидетельствует Псковская летопись, поставлена «церков каменоу на Оувзови Святого Георгия». Название «со Взвоза» церковь получила в связи с тем, что была  построена у одной из псковских переправ на высоком берегу Великой, на подъёме («взвозе») к Егорьевским воротам стены Окольного города.

Храм неоднократно упоминается в различных источниках XVI и XVII веков в связи с пожаром и военными событиями, в центре которых оказывался. Так, в 1612 году шведские отряды безуспешно пытались прорваться в город через выбитые ими Взвозские ворота,  а спустя три года шведы вновь потерпели неудачу при попытке проникнуть в ворота обманным путем. Немало псковских воинов,  погибших в этих столкновениях, похоронено  прямо у  церковных стен.

На протяжении своей истории храм Георгия со Взвоза периодически числился в приписных. С  1837 по 1862 год  он находился в ведении псковской гимназии.  В 1866 году церковь передана православной латышской общине. Со временем здесь была открыта церковноприходская школа для православных выходцев из Эстонии и Латвии. В 1879 году богослужения в храме прекратились, его закрыли. В 1883-1885 годах был проведен полный ремонт  постройки, с тех пор облик её не менялся. 

Уже в советское время, в 1923 году, церковь была вновь закрыта и использовалась как склад. В годы Великой Отечественной войны немцы хранили в нем горючее. Здание в этот период претерпело значительные разрушения. В 1961 году на нем были проведены реставрационные работы под руководством архитектора В.А. Лебедевой. В 2005 году  храм передан Псковской епархии, и спустя 11 лет его вновь отреставрировали.

По своей архитектуре церковь Георгия со Взвоза тяготеет к постройкам, типичным для приходских храмов XVI века. Представляет собой четырёхстолпный, трехапсидный  храм, четверик которого покрыт 4-скатной крышей и увенчан главой луковичной формы, которая держится на высоком барабане изящных пропорций. Следует отметить, что это один из немногих памятников конца XV века, сохранивших свой подлинный четверик. С запада к  нему примыкает невысокий притвор с крыльцом XVII века на массивных скругленных столбах, над которым в 1831 году была поставлена двухпролётная звонница. Изначально  храм имел по одному приделу с северной и южной сторон, однако в начале  XIX века они были разобраны. Утрата  приделов сделала  объемно-пространственную композицию  постройки  необыкновенно стройной. 

Особенностью внутреннего устройства храма является отсутствие подпружных арок — барабан опирается прямо на коробовые своды.   

Декор  выполнен в традиционном псковском стиле. Фасады членятся лопатками на три части, соединенными вверху двулопастными арочками. Центральная, более крупная апсида украшена валиковыми разводами. Над щелевыми окнами барабана 6 бровок. Между  аркатурным поясом и поясом из поребриков и бегунца на барабане сохранился оригинальный поясок из зеленых поливных керамических изразцов с изображениями различных фигурок: птицы, барсы, человеческие фигурки, древо с птицами, китоврас. Это самый ранний из известных  керамических поясов.

Церковь выложена из местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазана и побелена.

В настоящее время  является действующей, приписана к храму Покрова и Рождества Богородицы от Пролома. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Церковь Николы со Усохи 

Церковь Николы со Усохи (ул. Советская, 19) - один из  самых интересных  памятников псковской школы зодчества XVI в. Свое название получил по месту, которое некогда было краем высыхающего  болота и потому называлось «усохою».    

Впервые церковь упоминается в летописи под 1371 годом.  Простоявший более полутора веков деревянный храм  в ходе  частых пожаров был разрушен и за ветхостью сломан, а на его месте в 1536 году поставлен новый. В то время это было второе по величине после Троицкого собора здание и являлось  градостроительной доминантой  важнейшей улицы города  - Великой.  

Выполнял функции кончанского храма Опоцкого конца – самоуправляемого городского района.

С начальным периодом истории существования храма связано предание, основанное на реальном историческом событии. В 1570-х годах царь Иоанн IV Грозный вместе со своими опричниками возвращался из Новгорода, где для усмирения непокорного города учинил массовые казни, вошедшие в историю под названием  «Новгородский погром». Когда  в Пскове Иван Грозный проезжал мимо церкви Николы со Усохи, как и полагается, зазвонил церковный колокол, однако звон этот испугал царского коня. Разгневанный царь  велел снять колокол и отрезать ему язык и уши.  В момент «казни»  из ушей колокола потекла кровь.

За годы своего существования церковь переживала разные периоды, её много раз, как правило,  после больших пожаров, перестраивали.  К началу  XVII  века здание церкви  пришло в упадок и частично разрушилось. В ходе восстановительных работ строители заменили изначальное восьмискатное покрытие на более практичное четырехскатное, возвели приземистое крыльцо, расширили оконные проемы, пристроили два придела, которые были освящены в честь Иоанна Богослова и Сретения Господня. Во второй половине XVIII века с юго-восточной стороны Никольской церкви появилась высокая колокольня, а возле апсиды – небольшая часовня. Спустя еще век в храме подняли полы, нарастили деревянный верх колокольни, вновь расширили окна.

Неоднократные перестройки значительно исказили изначальные пропорции церкви, сделав её в целом более массивной и приземистой. Изменения в облике храма продолжились и в XIX веке,  в частности,  были сломаны южный притвор, палатка и галерея.

На начало XX века приходится период процветания Никольской церкви.  Помимо жителей Пскова, ее прихожанами были слушатели духовной семинарии и частного учебного заведения для женщин. Однако в 1929 году церковь была закрыта. Со временем настенные росписи, иконостас и внутреннее убранство оказались утрачены. Здание сильно пострадало и в годы Великой Отечественной войны. Сразу после войны началась его реставрация, которая продолжалась почти тридцать лет и частично вернула ему первоначальные формы.  

В 2005 году церковь передана Псковской епархии.

В настоящее время представляет собой типичный псковский храм: одноглавый трехапсидный с восьмискатным покрытием, двухпролетной звонницей и бесстолпным северным приделом во имя Сретения Господня. К юго-восточному углу храма примыкает часовня «Неугасимая свеча», получившая некогда свое название в связи с  постоянно горевшими перед помещенной здесь иконой Николая Чудотворца лампадой и свечами.  Декор постройки выполнен также в традиционном псковском стиле и состоит из лопаток, валиковых разводов и «бровок», аркатурного пояса и орнамента поребрика и бегунца.  

В интерьере главного  храма — высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. На стенах сохранились голосники. В верхней части, под куполом, видны контуры проступающих из-за побелки старинных фресок.

Современный вид храма с трудом передает его былое величие -  культурный слой, образовавшийся с XVI века, уменьшил его высоту почти на два метра. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Церковь  Михаила и Гавриила Архангелов с Городца

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов (ул. Советская, 18)  - один из ранних памятников псковской школы зодчества, сохранивший строительные и декоративные приемы разных эпох.    

Была построена в 1339 году в древнейшей части города, возможно, предшествующей Пскову, как кончанский храм Городецкого района (конца)  XIV века. Эта первая каменная церковь в посаде, к которой стекались все дороги, была заметным ориентиром и имела важнейшее значение в архитектурно-планировочной структуре города.

За время своего существования церковь Михаила и Гавриила Архангелов претерпела множество изменивших её первоначальный вид переделок и преобразований. По некоторым данным с 1439 года была соборною. В начале ХХ века служила полковой церковью Енисейского пехотного полка. В 20-30-х годах прошлого века являлась кафедральным собором, поскольку Троицкий собор в это время был занят «обновленцами».

В 1936 году храм  закрыли, здание передано музею.

В период немецкой оккупации благодаря деятельности представителей Псковской Православной миссии церковь была действующей.    

Сразу после войны проведена её реставрация, в ходе  которой частично удалены пристройки XIX века, восстановлена глава с покрытием  деревянным лемехом.

В 1995 году церковь возвращена Русской православной церкви

Представляет собой одноапсидный одноглавый храм, дополненный двумя боковыми приделами (северный придел во имя Положения Пояса Богородицы, южный - Успения Богоматери – «по ветхости» упразднен во второй половине XIX века) галереями, притвором и папертью. Фасады четверика завершены закомарами, крупный барабан декорирован полихромными изразцами конца ХVII века, паперть — фреской с изображением Архангела Михаила.

Интерьер четырехстолпный с пониженными подпружными арками, несущими световой барабан. В архитектуре храма сочетаются традиции новгородского и псковского зодчества ХIV - ХVII веков.

Над воротами в церковный двор установлена двухъярусная  шатровая колокольня с боковыми корпусами, поставленная во второй половине ХVII века. В ее основании четверик, несущий восьмерик яруса звона, завершенный восьмигранным  шатром с барабаном, главкой и крестом. Это единственная в Пскове шатровая колокольня московского типа. Пристройки к колокольне, сооруженные (перестроенные из двухэтажных) в формах псковской гражданской архитектуры XVII-XVIII веков, органично вошли в существующий ансамбль. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.   

Церковь Богоявления с Запсковья  в Бродах

Церковь Богоявления с Запсковья в Бродах (ул. Герцена, 7) - один из лучших образцов церковной архитектуры периода расцвета псковской школы зодчества XV - XVI веков, сохранившийся до наших дней без фундаментальных искажений.

Стоит на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы, организуя пространство её долины и увязывая Запсковье с центром города. Название «Броды» напоминает о находившемся здесь броде через Пскову. В старину на противоположном берегу были еще две Богоявленских церкви, которые вместе с церковью Богоявления с Запсковья образовывали треугольник вокруг места традиционного крещенского водосвятия.  

Первое упоминание в псковских летописях о храме относится к 1397 году. В 1495-1496 годах на месте сгоревшей в пожаре прежней деревянной, возобновлена уже каменная церковь, сохранившаяся до наших дней. Это был главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье, один из крупнейших и красивейших кончанских храмов древнего Пскова.  

Архитектурно-планировочный облик  церкви  Богоявления Господня с Запсковья формировался в течение XV и XVI веков в три приема: изначально был воздвигнут основной четверик с западным притвором, затем — приделы и галереи, и в последнюю очередь — звонница.

Новаторская для своего времени архитектура Богоявленского храма открыла новую эпоху в развитии псковского церковного зодчества. Это была первая псковская церковь, в которой повышенные подпружные арки были скрыты под приподнятой над сводами восьмискатной крышей — ни один псковский храм впоследствии уже не строился со столь распространенным дотоле шестнадцатискатным покрытием. Новшеством стала и установка звонницы на стену специально для этого предназначенного высокого здания.

В XVII — XIX веках храм претерпел ряд  изменений: расширены оконные проемы, перестроены южные притвор и придельная церковь, заменены восьмискатные крыши четверика и приделов на четырехскатные и т.д. С западной стороны звонницы, давшей глубокие трещины, соорудили контрфорс.

В 1936 году храм был закрыт.

Во время Великой Отечественной войны церковь, в которой немцы устроили конюшню, была значительно повреждена. В пожаре 1941 года сгорели  деревянные части здания, его покрытия и резной иконостас с древними иконами.

Частично реставрация храма была проведена  в послевоенные годы – в 1948-1953-х годах, а затем еще раз более основательно —  уже в 1990-х. 

В 2005 году здание передано в ведение Псковской епархии, а спустя четыре года оно было вновь отреставрировано. 

Архитектурная композиция храма сложная, живописно-асимметричная: это одноглавый четверик с притвором, галереями, двумя приделами (южный - во имя усекновения главы Иоанна Предтечи и северный - трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). К северо-западному углу симметричной в целом постройки примыкает крупная палатка на подклете с четырёхпролётной звонницей. Декор фасадов предельно скромен и традиционен для псковских церквей XV-XVI веков: они   членятся лопатками на 3 части, соединенные вверху двух и трехлопастными ползучими арочками. Барабан четверика с узкими окнами, украшенными фронтончиками, имеет аркатурный карниз и традиционный псковский орнамент «поребрик - бегунок - поребрик» под ним. Пять алтарных апсид, из  которых три принадлежат главной церкви, а остальные боковым приделам, украшены псковским орнаментом и валиковыми разводами.

Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. В древности храм был расписан, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты фресковой живописи.

 

Церковь Петра и Павла с Буя

 

Церковь Петра и Павла с Буя (ул. К. Маркса, 2) – одна из самых известных и красивых культовых построек Пскова.   

Церковь находится на крутом, обрывистом берегу реки Псковы, на месте древнейшего городского кладбища — Буя, отчего и получила свое название.

Первая Петропавловская церковь на этом месте существовала еще в начале XIV века и была разобрана в 1373 году. Настоящий храм - уже третий по счету, сооружен в 1540 году в углу Среднего города, «при градских вратах».   

Являлся кончанским храмом тянувшегося по берегу Псковы Боловинского района (конца), получившего свое название от одноименной лавицы.    

Храм представлял собой тип больших кончанских церквей и имел три придела, которые, как и четверик, были покрыты восьмискатными крышами и увенчаны главами с луковичными покрытиями. На южной стене постройки стояла 7-метровая по ширине двухпролетная звонница.

Во время Ливонской войны и последующей разрухи храм пришел в упадок, однако со временем был капитально отремонтирован.

В начале XVIII века церковь стала соборною.

Согласно сохранившемуся преданию в годы Северной войны Петр I, бывая в Пскове во время подготовки военных действий против шведских войск, ходил к обедне в Петропавловский храм, где читал Апостол и пел на клиросе.

В 1810 году упала храмовая звонница, разрушив своды теплого придела во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Придел и звонница были разобраны. Тогда же в самой церкви упразднен верхний придел св. Апостола Фомы и пристроено крыльцо перед западным притвором.

В дальнейшем церковь неоднократно обновлялась и исправлялась, в результате чего восьмискатное покрытие было заменено на четырехскатное, растесаны оконные проемы апсид.  

В  1932 году церковь была закрыта и использовалась как складское помещение.  

В 2005 году храм передали Псковской епархии, в нем проведены  восстановительные работы. 

В своем современном виде это построенный   в традициях псковской архитектуры: одноглавый храм с тремя апсидами, притвором и папертью, двухпролетной звонницей. Накрыт шестнадцатискатной крышей. Глава луковичной формы на высоком барабане покрыта алюминиевыми листами с тисненным звездчатым орнаментом. К западной стене притвора примыкает поздняя паперть XIX века. Украшен храм традиционным псковским орнаментом «поребрик — бегунок — поребрик» и валиковыми разводами на апсидах. Стены четверика, обработаны лопатками, образующими прясла, завершенные лопастными арками двух и трехчастного деления. На барабане купола - сохранившийся керамический пояс с храмозданной надписью, аркатурное завершение барабана  - с керамическими цветными вставками в киоты.    

Интерьер — четырехстолпный четверик, перекрытый цилиндрическими повышенными подпружными сводами.

Просматриваемый с многих точек городского центра и Запсковья, храм Петра и Павла с Буя  имеет для Пскова важное градостроительное значение.

Церковь Сергия с Залужья        

          

Церковь Сергия Радонежского с Залужья (ул. Свердлова, 42) – самая маленькая и изящная  церковь Пскова.    

Построена в конце ХVI века (между 1581-1593 гг.) у Трупеховских ворот Среднего города, «подле лужища» (болота), отчего и получила свое название. В свою очередь, по этому храму названа Сергиевская улица (ныне Октябрьский проспект).  

Причиной строительства церкви был перенос в связи с событиями  осады Пскова войсками Стефана Батория под защиту городских стен Сергиевского мужского монастыря, находившегося  на посаде «за Петровскими воротами» стены Окольного города (на современной территории Ботанического сада).         

Точных сведений о дате постройки храма нет, так же, как ничего неизвестно, о его храмоздателях и строителях. Возможно, изначально церковь на этом месте была деревянной и сгорела  во время большого пожара 1561 года  вместе с некоторыми другими.

В конце ХVI века были построены монастырские кельи, ныне не сохранившиеся. Вокруг церкви было небольшое монастырское кладбище.

Сохранилось предание, связанное с  находившейся в монастырской церкви иконой Божией Матери Одигитрии: во время продолжавшегося почти полгода бунта 1650 года из очей лика на иконе потекли слёзы, после чего бунт пошел на спад.  

Монастырь просуществовал до 1710 года, когда был упразднён и стал подворьем Любятовского Николаевского монастыря. После 1764 года бывшая монастырская церковь приписана к Алексеевской.  

В 1785 году с южной стороны храма был пристроен придел во имя преподобного Никандра с маленькой главкой и крестом.         

Церковь, как и сам монастырь, неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. Тем не менее, к началу XIX века постройка пришла в ветхость и предназначалась к сносу, однако Святейший Синод снос церкви не разрешил. По ходатайству прихожан в 1813 году она приписана к Ново-Вознесенской церкви. Несмотря на проведенный ремонт, здание признали недостаточно прочным, и в 1883 году богослужения были прекращены. Открыли церковь спустя три года после повторного более основательного ремонта. Своего причта в это время храм не имел и в начале XX века был передан Сергиевскому реальному училищу.     

В 1936 году Сергиевская церковь была закрыта.    

В годы Великой Отечественной войны церковное здание сильно пострадало от попадания авиабомбы: разрушена его алтарная часть, огнём уничтожена крыша, повреждена изразцовая черепица  главы и  часть храма со звонницей. В послевоенные годы обрушился барабан и глава, а в 1953 году произошло обрушение сводов и части стен храма.  

В 1970-х годах проводилась частичная реставрация сооружения, храм был покрыт восьмискатной жестяной кровлей и заперт. Восстановительно-консервационные работы остались незавершёнными. Во время исследования здания в тайнике каменной кладки был найден деревянный ящик со свёрнутыми в трубку 56 старинными рукописями XVI—XVII веков.    

В 2015 года была произведена реконструкция церкви, она передана Псковской Епархии.

Архитектурные формы храма типичны для Пскова: это трехапсидный четверик на подклете с четырехстолпным интерьером и повышенными подпружными арками. Основной объём кубический, покрыт восьмискатною кровлей, имеет южный придел и притвор. С северной стороны к храму примыкает изящная двухпролетная звонница в псковском стиле. Стены четверика имеют обычные трёхчастные деления. Барабан  и апсиды снабжены узкими, щелеобразными окнами и украшены традиционным псковским орнаментом «поребрик-бегунец-поребрик». Главной особенностью храма является керамическая глава из зеленой поливной черепицы, поставленная на высокий световой барабан - это единственный сохранившийся пример чешуйчатой церковной главы.  Под главою – арактурный пояс и пояс из разноцветных изразцов.

Церковь Покрова от Пролома

Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (Церковь Покрова от Пролома) — один из самых известных и необычных по своему архитектурному решению храмов Пскова, редкий пример храма — исторического памятника.

Находится возле Покровской башни в юго-западном углу Окольного города (ул. Свердлова, 1). 

Первое упоминание о церкви относится к 1399 году. Она была соборным храмом Покровского мужского монастыря,  упраздненного в  XVIII веке.  

Приставку к своему названию - «у Пролома» церковь получила в связи с событиями осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория. 8 сентября 1581 года во время одного из решающих штурмов неприятелю удалось почти полностью разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене рядом с монастырем. С этими драматическими событиями связано одно из самых известных псковских преданий о том, как накануне штурма старцу монастыря кузнецу Дорофею было видение Пресвятой Богородицы, которая указала, где нужно поставить пушки, и пообещала свою помощь. Воодушевленные крестным ходом с иконой «Умиление Божьей Матери» и мощами святого псковского князя Всеволода-Гавриила, защитники крепости героическими усилиями отбили  врагов.

После снятия осады Пскова благодарные псковичи в память об отражении   штурма, который пришелся на праздник Рождества Богородицы, поставили в монастыре    деревянный храм, посвященный этому празднику. Затем храм перенесли в теплую трапезную монастыря, находившуюся за стеной Покровской церкви с северной стороны.

Когда Покровскую церковь перестраивали, к ней присоединили еще одну — во имя Рождества Богородицы, а между ними поставили звонницу. Так появилась сдвоенная церковь Покрова и Рождества в Углу, или, по-другому, от Пролома. Долгое время здесь хранились синодик с именами павших во время осады города псковичей, а также прославленная чудотворная икона «Образ Богородицы Псково-Покровской», на которой не только отражено видение, но и помещен план средневекового Пскова с детальным изображением городских святынь. Сейчас икона находится в Троицком соборе, а в церкви Покрова и Рождества Богородицы хранится её список.   

После упразднения монастыря Покровская церковь была приписана к церкви Великомученика Никиты в Поле.

В 1847-48 годах храм подвергся перестройке: вместо древней звонницы  построена   кирпичная колокольня, расширен и вытянут общий для церквей притвор.

После революции, в 1936 году, церковь была закрыта.

В годы Великой Отечественной войны храмовая постройка получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки.

В 1961-1964 годах проведена её реставрация по проекту В. П. Смирнова: здание  освобождено от поздних пристроек, восстановлены двухскатные крыши церквей,  сооружена трехстолпная звонница, главы покрыты деревянным лемехом. В память о героических событиях 1581 года и погибших псковичах в ходе главного приступа города архитектор В.П.Смирнов установил перед храмом каменный крест на валунном основании

В 1993 году церковь была возвращена Русской Православной Церкви.

Храм состоит из двух бесстолпных церковок с притворами, соединенных общей внутренней стеной и классической псковской звонницей. Конструктивно они также схожи, имеют одну главку, одну апсиду и повышенные своды. Северная церковь освящена в честь Покрова Богородицы, а южная в честь Рождества Богородицы.  

Фасады четвериков и притворов лишены декоративного убранства. Главы и апсиды имеют традиционные орнаментальные пояса «поребрик-бегунец-поребрик». Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.