Структура Администрации  Портал Администрации г. Пскова
Комитет по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму
 
 

Фрески

                                           Мирожские фрески

У истоков псковской монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — один из выдающихся  памятников Средневековья. Он был  построен  на рубеже 1130-х — 1140-х годов попечительством новгородского архиепископа Нифонта.  Одновременно с возведением, практически с тех же строительных лесов, храм был расписан греческими мастерами в византийском стиле.  

В XVII веке  фрески Спасо-Преображенского собора были забелены, вновь открыты только во второй половине XIX века реставраторами под руководством В.В. Суслова.  В 1900—1901 годах артелью владимирских художников под руководством Н. М. Сафонова было выполнено их поновление, сохранившее подлинную иконографию сюжетов.  В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи.   

Храм расписан фресками полностью, сверху донизу в несколько регистров. Фрески сохранились во всей программной полноте ( более 80 %  живописи XII в.) , что делает  их не имеющими себе равных во всём мире по площади и степени сохранности.

Лейтмотивом фрескового ансамбля Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря является  догмат о богочеловечестве Христа, ипостасном соединении в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и его искупительной жертве.

Программа росписи Спасо-Преображенского собора, разработанная, предположительно, самим Нифонтом, отвечая общим для всего христианского мира традициям,  была ориентирована на конкретные задачи религиозного просвещения, что нашло отражение в особом повествовательном характере мирожских фресок.  Роспись собора Мирожского монастыря, раскрывая перед молящимися всю евангельскую историю, ввключает огромное количество сцен евангельского цикла, иллюстраций деяний апостолов и архангелов, житийных повествований Богоматери и Иоанна Предтечи, так что  в полной мере её можно назвать энциклопедией классической византийской иконографии.

Доминантой  мирожских росписей является гигантское купольное «Вознесение», венчающее всю декорацию храма и определяющее ее программное содержание. Одно из центральных мест занимает также «Деисус» с восседающим на троне Христом с изображенными по сторонам от него Богоматерью и Иоанном Предтечей в алтарной части.     

Уникален  колорит мирожских фресок. Сочетание насыщенного ультрамаринового фона, изумрудно-малахитовых оттенков зеленого и золотистой охры создают потрясающий по гармонии и красоте эффект. При этом богатейшая палитра росписи является результатом смешения всего девяти исходных красок.

Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря поражают  и уникальной программой росписи, и высочайшим мастерством её исполнения. «Композиционное мастерство, смелый колорит, блестящее знание технологии, классическая ясность ансамбля — все это ставит мирожские фрески в число выдающихся памятников раннего русского средневековья, всего византийского мира середины XII столетия» (Н. А. Киселева)

Всемирно известная мирожская фресковая живопись домонгольского периода   занимает важное место в истории русской и мировой культуры. В 2019 году Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря с фресковой живописью включен в Список объектов природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

                                  Фрески  Анастасьевской часовни

Часовня Анастасии Римлянки, находящаяся на Завеличьи, на берегу  Великой, возведена на месте более древней в 1911 году в связи со строительством постоянного моста через реку. Первое же упоминание об Анастасиевской часовне относится к 1710 году, когда со стороны Прибалтики в Псков пришло страшное моровое поветрие, унесшее множество жизней. Чтобы «запереть дорогу» от напасти, у переправы  через Великую была возведена деревянная часовня- однодневка во имя Святой Анастасии. Позднее её заменили каменной, которая простояла двести лет. При постройке моста часовня оказалась практически под ним, поэтому над соооружением возвели надстройку из камня до уровня насыпи и поставили уже новую, стилизованную в древнерусском духе часовню. Во время реконструкции моста в 1970 году она была снята с высокого фундамента и установлена на берегу.

Как дань псковской традиции в 1913 году белоснежная  и изящная Анастасьевская часовня была расписана, став ярким примером единства архитектуры и живописи. Роспись выполнена клеевыми красителями по эскизам художника Н.К. Рериха иконописцем-реставратором  Г. О.Чириковым.

Уникальные росписи, занимающие три стены и плафон, посвящены теме заступничества и покровительства   Небесных Сил и содержат  ряд композиций. В плафоне расположен сюжет «Святой Дух», представляющий собой изображение неба с луной, солнцем, звездами и символическим  образом Святого Духа в виде голубя, от которого исходят лучи света с огненными херувимами. Над входом – поддерживаемый ангелами в золотистой одежде убрус (полотенце) с образом Спаса Нерукотворного. По сторонам от входа изображены  коленопреклоненные фигуры псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея с мечами в руках на фоне образов Троицкого собора. Четыре ангела держат по углам часовни развевающиеся  прапоры, защищая мир от «ветров земных» - поветрий, войн и стихийных бедствий. Над окнами изображены распростершие свое заступничество над городом Богородица и Святой Николай Можайский. На стене, напротив входа, была помещена древняя икона Святой Анастасии.

Сюжеты фресок представляют собой сложную систему – образ духовного мира, в которую  вписаны находящиеся за стенами город, река Великая, мост, Завеличье. Сами границы    стен словно стираются и становятся условными.  

В 1924 году часовня как «не представляющая никакой исторической и художественной ценности» была закрыта, фрески закрашены масляной краской.  В 1971 – 1972 гг. в интерьере часовни проведен полный цикл реставрационных работ, что позволило сохранить фрески.  

В настоящее время настенная живопись Анастасиевской часовни, памятника федерального значения,  находится в аварийном состоянии. Однако долгожданный процесс реставрации запущен –   идет работа над проектом реставрации.


                                         Фрески храмов Довмонтова города

Художественные традиции, заложенные снетогорскими фресками,  получили  дальнейшее развитие в росписи храмов Довмонтова города сер - вт. пол. XIV в.

Ансамбль Довмонтова города, сформировавшийся в XIV — начале XV века, включал более десятка церквей. На рубеже XVI—XVII веков многие из них были снесены, а с началом Северной войны три храма оказались погребенными под т.н. Рождественской батареей. 

Во второй половине XX века специалистами Псковской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством В.Д.Белецкого церковные постройки Довмонтова города были открыты. При этом в девяти из десяти обнаружены современные им настенные росписи общей площадью 150 кв.м. Фрески  отреставрированы специалистами Государственного Эрмитажа и в настоящее время  хранятся в его фондах. 

В большей степени сохранились росписи церквей Николы с Гребли и Покрова Богородицы.   

В храме Покрова, где уцелел самый значительный объем живописи, фрески находились  на стенах четверика, в алтаре, в жертвеннике и дьяконнике, на подкупольных столбах,  центрального нефа и в др. местах. Росписи Никольской церкви дошли до нас преимущественно в разрозненных фрагментах, которые, тем не менее, дают общее представление о стиле живописи. 

Технология нанесения росписей была следующей: нижние слои живописи прокладывались мастерами по сырой двухслойной штукатурке, верхние наносились на уже подсохшую. Композиции фресок располагались горизонтальными регистрами по периметру здания и соответствующими им поясами на подкупольных столбах. Пояса росписей отделялись друг от друга красно-коричневыми разграничительными полосами. Каждый из регистров также делился вертикальными полосами в соответствии с размерами композиций. 

Живость и динамичность, экспрессивный характер фресок храмов Довмонтова города, сближает их с ансамблем росписей Cнетогорского монастыря. Подобно последним, их также отличает особый псковский колорит, палитра которого составлена из ограниченного числа сближенных тонов, включающих красно-коричневые, голубовато-сероватые, желтовато-красноватые, зеленовато-коричневые, темно-коричневые и лиловые, а также желтый, фиолетовый и черный цвета.    

Сохранившиеся фрагменты росписей храмов Довмонтова города свидетельствуют о достаточно сложных иконографических программах фресок и включении в них ряда сюжетов, неизвестных по другим памятникам русской монументальной живописи. Отмечается обилие патронально-ктиторских сюжетов. Таково, к примеру, изображение пророка Захарии в Рождественском храме, отождествляющегося с именем псковского посадника Захария Костроминича, погребенного здесь в 1401 году и, вероятнее всего, являвшегося его строителем. Патрональный характер несет, как можно предполагать, и воспринимающееся в паре с ним  изображение св. Марины.

Особенностью псковских росписей является также непосредственная их связь с  проблемами и жизненными обстоятельствами своего времени, в чем проявилась характерная черта средневековой городской культуры, живо откликающейся на происходящие события.  

Исследования фресок Довмонтова города дали возможность различить творческую манеру нескольких мастеров псковской школы, характерные особенности псковского письма, которые отличали их от  новгородского.

Источник фотографии: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6ba06d21b2b0c406284fd8f227012218&n=13