Структура Администрации  Портал Администрации г. Пскова
Комитет по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму
 
 

Монастыри

Снетогорский монастырь

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь - один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей.

Находится на высоком правом берегу излучины реки Великой, так называемой Снятной горе, на расстоянии около 5 км. от центра Пскова. Вслед за наименованием горы свое название получил от мелкой промысловой рыбы «снеток», в большом количестве заходившей в излучину реки на нерест.  

Основателем монастыря считается игумен Иоасаф, по другой версии -   монахи, прибывшие со Святой горы Афон.  

Дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем в Псковских летописях связано с разорением обители ливонскими рыцарями 17 марта 1299 года, когда игумен Иоасаф, 17 иноков, а вместе с ними «убогие, и жены, и детки» были сожжены в храме Рождества Богородицы. Вместо сгоревшего деревянного в 1311 году ставится и в течение двух лет расписывается фресками новый каменный храм. 

В XIV—XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова, традиционным местом пострижения псковских князей и знати. Из его стен вышли преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, основавшие, в свою очередь,   Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий монастыри.  

После пожара 1493 года, в котором сгорели все монастырские постройки, начало XVI века ознаменовалось для обители строительством каменных храмов святителя Николая Чудотворца с трапезной и погребами и Вознесения «под колоколы», превратившегося в результате реконструкций XVII века в знаменитый 63-метровый «Снетогорский столп».  

За свою более чем 700-летнюю историю обитель пережила не одно вражеское нашествие. Так, в 1581 и 1612 годах она была разорена польскими войсками, в 1615 — шведской армией короля Густава Адольфа. Несколько раз постигали ее крупные пожары. В 1804 году монастырь был упразднен в результате секуляризации церковных земель.  

В качестве архиерейского дома, а затем - в советское время – санатория он просуществовал до конца ХХ века, претерпев в этот период разрушения Рождественского собора и Вознесенской церкви-колокольни.

В 1993 году монастырский комплекс передан Псковской епархии.  

В настоящее время в ансамбль входят: собор Рождества Пресвятой Богородицы (1311 г.), трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца (1519 г.), Архиерейский дом (1805 г.), руины колокольни с церковью Вознесения Господня «под колоколы» (1526 г. — XIX в.), Святые ворота и ограда монастыря (XVII — сер. XIX вв.), надвратная церковь прмч. Иоасафа Снетогорского (2009 г.) во вновь воссозданном после пожара 2002 года келейном корпусе. Особую ценность представляют фрески собора Рождества Пресвятой Богородицы - единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века, яркий образец псковской художественной школы. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

 Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — древнейший  памятник архитектуры и монументальной живописи Пскова. 

Находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожки, от которой и получил свое наименование. Название реки, в свою очередь, связано со словом «мрежи», означающем «рыболовные сети».

 Точная дата основания Мирожского монастыря, первым игуменом которого был преподобный Авраамий, неизвестна. Каменный собор в честь Преображения Господня, предположительно, давший начало существованию обители, был заложен в середине XII века.  Его строительство связывают с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского.

 Поставленный за пределами крепостных стен Пскова, Мирожский монастырь на протяжении более шести веков первым принимал на себя удары неприятеля. Так, в 1299 году рыцари Ливонского ордена разорили городские посады,  убили мирожского игумена Василия и многих монахов. В 1323 году монастырь вновь  был захвачен немецкими рыцарями. А во время осады города польскими войсками Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. 

Несмотря на это в XVI веке Мирожский монастырь считался вторым по величине и одним из богатейших в Пскове. На его основной  территории, занимавшей всю пойму реки Мирожи, стояли мельницы, бани, кузницы, многочисленные хозяйственные постройки, были пруды для "посажения ценной рыбы". Монастырь вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой.

С самого начала своего существования обитель стала центром духовного и культурного просвещения Псковской земли. Она имела обширную по тем временам библиотеку. Здесь велась псковская летопись, был создан ряд произведений древнерусской литературы, делались списки  «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Работала своя иконописная школа.

К концу ХVIII века обитель начала приходить  в упадок, а в начале ХХ века была упразднена.   

 В 2010 году комплекс зданий и территории монастыря, за исключением входящего в состав Псковского музея-заповедника собора Спаса Преображения, передан Псковской Епархии.  

Монастырский комплекс площадью около 1.6 га. включает в себя Спасо-Преображенский собор с ансамблем фресковой живописи (XII — нач. XX вв.), Настоятельский корпус (XVI—XIX вв.), Стефановскую церковь (XVII в.), Братский корпус (кон. XVIII—XIX вв.), братские келии (XVII—XIX вв.), монастырскую ограду  (1799—1805 г.) и здание бани (нач. XIX в.)

 Известен монастырь, прежде всего, сохранившимися в Спасо-Преображенском соборе уникальными фресками, написанными византийскими мастерами в 1130-1140 годах. Одной из главных монастырских святынь является также список Мирожской иконы Божией Матери Оранты с предстоящими князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО.   

  

Псковский Старо-Вознесенский женский монастырь

Старо-Вознесенский монастырь «с Полонища» (XV – XIX вв.) – один из немногих сохранившихся в Пскове древних культовых комплексов.

Расположен на небольшом возвышении  на улице Советской, у древней крепостной стены Окольного города. Являлся важным градостроительным узлом в планировке квартала у Великих ворот древнего Пскова.

Свое название получил по расположению на Полонище, которое на момент возникновения монастыря  находилось вне крепостных стен.

Дата основания обители неизвестна, однако уже в первом своем упоминании присутствует название «Старое» (в отличие от находившегося неподалеку от нее Ново-Вознесенского монастыря). В летописях упоминается в 1420 году в связи с перенесением из погоста Чирски в Псков чудотворной иконы Богородицы. На месте её встречи псковичами была построена церковь Знамения Пресвятой Богородицы. 

В 1650 году здесь был устроен Знаменский девичий монастырь, позже переформированный в Вознесенский мужской, а затем снова в женский. Это был небольшой и достаточно бедный монастырь, не имевший своих угодий.  На его неогороженной за недостатком средств территории было разбросано несколько маленьких деревянных келий, в которых к середине XVIII века жило не более десятка насельниц.       

Первая половина XIX века знаменуется периодом расцвета обители. В это время возводится целый ряд каменных построек:  церковь Рождества Богородицы,  церковь Пресвятой Богородицы Тихвинской,  колокольня и кельи. Территория монастыря обносится каменной оградой с часовней при входе. В это же время в обители разбиваются 3 монастырских фруктовых сада. 

После революции, в 1920 году монастырь был закрыт и разорен, на его территории располагались службы ОГПУ, НКВД,  милиции.

Ансамбль монастыря,  складывавшийся на протяжении более четырех веков, состоит из разновременных культовых и гражданских построек. Центральной в ансамбле является наиболее древняя из них - церковь  Старое Вознесение (вторая пол. ХVI в.), в настоящее время - действующая приходская. В церкви Рождества Богородицы (1833 г.) с 1972 года размещается Псковский планетарий, а в колокольне (1854 г.), от которой сохранился только первый ярус, обсерватория.  Функции жилых домов  выполняют бывшие  каменный двухэтажный дом настоятельницы монастыря (1847 г.) и  сестринский корпус. 

 Монастырь святого Пантелеймона целителя Дальнего  c Бору

Один из древнейших псковских монастырей. Находится при впадении реки Черехи в реку Великую в 6 километрах от центра города. Назван  «дальним» в отличие от ближнего Пантелеимонова монастыря, располагавшегося на Красном дворе недалеко от Покровской башни.

Точное время основания монастыря неизвестно. По имеющимся сведениям действующий Пантелеймонов монастырь уже существовал на рубеже XIII –XIV веков. Его расположение на одной из главных дорог возле имеющего большое значение перевоза через реку Череху обусловило неоднократные упоминания в летописных источниках о проводах до него и встречах возле него  князей и владыки.

Изображение на Псково-Покровской иконе из часовни Владычного Креста позволяет предполагать, что в XVII веке обитель имела каменную церковь и нетипичную для псковской архитектуры высокую колокольню в виде башни, увенчанной зубцами, на которые опирался шатер. 

 Во время осады Пскова в 1581 года в Пантелеймоновом монастыре находилась ставка Стефана Батория. Сама обитель в это время сильно пострадала. Вероятно, «ливонское разорение» привело к упадку  монашеской жизни, и в 1596 году Пантелеймонов монастырь становится загородным архиерейским домом новообразованной Псковской епархии. В XVII веке монастырская церковь была разобрана по ветхости, вместо неё построена новая – уже в московском стиле.  

В XIX веке приписанная к Снетогорскому монастырю вновь обветшавшая церковь  восстановлена. В 1905 году в здании, построенном по инициативе и на деньги архиепископа Псковского и Порховского Арсения (Стадницкого), открыта «Арсеньевская» школа псаломщиков, чуть позже возведена  колокольня в псевдорусско-готическом духе.

В советское время школа псаломщиков и церковь были закрыты. В годы Великой Отечественной войны немцы организовали в церкви склад, а затем её взорвали. 

В настоящее время от ансамбля Пантелеймонова монастыря сохранились колокольня и здапние школы псаломщиков -  единственное из немногих просуществовавших до наших дней в Пскове учебных зданий культового характера начала XX в. Рядом с ними возвышается холм, в котором погребены развалины храма. Неподалеку находится святой источник, который местные жители считают исцеляющим.

В настоящее время монастырь восстанавливается.